Наталья Соснина об отрасли EdTech — (educational technology — цифровые технологии в образовании), преимуществах, которые они дают по сравнению с традиционными методами обучения. О цифровых форматах, используемых игроками рынка, политических рисках и о будущем EdTech.

В 2016 году мы с мужем начали создавать приложение для обучения наших детей чтению. Это был проект для себя. Но оказалось, что многие родители сталкиваются с трудностями, когда учат детей читать.

Поэтому мы доработали наше приложение и в середине 2018 года опубликовали его в App Store. Так мы оказались в стремительно развивающейся отрасли EdTech.

Сейчас «Читания» — приложение, которое помогает детям во всем мире научиться читать на русском языке. Через 2,5 года после релиза в App Store мы сделали версию приложения для Android. С 2018 года годовая выручка у нас выросла в 40 раз. 

Цифровые технологии: форматы и исполнение

Как родителю одного студента и четырех школьников, один из которых на семейном образовании, мне интересно наблюдать за форматами, в которых реализуется цифровое обучение.

В сегменте школьного и высшего образования в подавляющем большинстве это онлайн-формат. Кратко его можно охарактеризовать, как диджитализацию преподавателя или репетитора. Эксперта записывают на видео, или он выходит на занятие в интернете в прямом эфире на созданных для этого платформах.

Пример формата с видеозаписями — онлайн-платформа «Интернет урок». Типичный пример платформы с вебинарами для детей — занятия по математике в мини-группах в «Алгоритмике». Платформа может обеспечивать занятия детей с преподавателями индивидуально и дополняться вспомогательным контентом — видео-, аудиоматериалами по теме из языковой среды, как у Skyeng.

фото: Daily Moscow:  Как технологии в образовании меняют детское обучение уже сейчас и что ждать от этого в будущемБИЗНЕС И ФИНАНСЫ

Пиксели «цифрового» образования: почему российские EDtech-стартапы не приносят ожидаемой пользы

В обучении английскому интересный онлайн-формат применил «Яндекс Практикум»: короткие ситуативные диалоги с чат-ботом, оформленные картинками, что-то вроде комиксов с последующим обсуждением с носителем языка.

Иногда группы собираются на платформах для подготовки к чему-то конкретному, например, к ЕГЭ по отдельным предметам, как у «Максимум». Или позиционируются как полноценная замена традиционной школы онлайн-образованием для учеников на семейном или на самостоятельном обучении, как «Фоксфорд».

Я перечислила лишь самых известных игроков, но их гораздо больше. Уточню, что во всех форматах главная роль остается за преподавателем. Преимущества для учащегося в лучшей доступности педагога, возможности выбора темы занятий, предметов и в дополнении занятия материалами, которые предоставляет платформа, элементами геймификации, вовлекающими механиками.

Другой вариант онлайн-формата — «копирование» не преподавателя, а программы, например, школьной, и ее реализация в интерактивной форме. Так сделано в «Учи.ру», в «Яндекс.Учебнике», в Российской электронной школе — РЭШ. Такой формат задуман с целью дополнения реальных занятий со школьным учителем или даже их замены. Часто эти платформы заточены под использование именно учителями.

Активно используется в EdTech и формат VR/AR (виртуальная и дополненная реальность). Скорее всего, мы увидим применение этих решений в ближайшие 5 лет и на рынке онлайн-обучения, и даже в школах.

Особенно если более дешевыми и удобными станут VR-шлемы и очки. Уже сейчас существуют VR/AR платформы, площадки и программы для проведения экспериментов по химии, физике, конструированию, стереометрии, а также для генерации диалогов на других языках на заданную тему.

Внутри программы полностью созданная цифровая среда с возможностью для манипуляций предметами. В VR визуализированы темы как по школьной программе, так и для обучения конкретным профессиональным навыкам — например, они помогают получить первый опыт в промышленной сварке или потренироваться в авиасимуляторе.

Mobile

 

Почти все вышеупомянутые онлайн-платформы имеют в дополнение мобильные приложения. В приложении онлайн-платформа реализует часть своих функций, обеспечивая пользователю удобство присутствия на занятиях с телефона.

Для детей дошкольного возраста такой формат становится основным: все игровые и обучающие приложения в смартфонах или планшетах — это mobile-формат.

«Читания» мы тоже сделали в виде приложения, у нас нет онлайн-версии для ПК. Считаем, в приложении больше возможности для интерактивного занятия, что важно для дошкольника. Занимаясь на планшете, ребенок удобнее располагается, чаще действует пальчиками, что помогает развивать мелкую моторику. К тому же малышам бывает трудно управляться с мышкой, да и не хочется их усаживать за десктоп, ведь они еще успеют насидеться за ним в школе.

Образовательные приложения для детей ЧитанияДля дошкольников существует огромное количество приложений, но большинство из них развлекательные. При этом особенно востребованными становятся обучающие игры, например чтение — достаточно сложный когнитивный навык, и его бывает непросто освоить детям. Из обучающих детских приложений наши фавориты для дошкольников — FunExpected Math (обучение математике), TinyBop (познание окружающего мира, эксперименты), Машинариум (квест, головоломки).

Отдельно отмечу приложения для обучения языкам для школьников и взрослых. В этом сегменте оказался крайне востребован мобильный формат из-за упаковки материала в короткие уроки, которые удобно изучать «на ходу». Такие знаменитые проекты, как Duolingo, начинались именно с создания приложения. Сейчас языковых приложений огромное количество, для любого уровня изучения и для разных языков — Ewa, Lingva Leo, Easy10, Simpler.

Что дают цифровые технологии в образовании

Как многодетные родители, мы на своем опыте ощутили преимущества цифровых технологий в обучении еще до пандемии, которая сделала их очевидными и необходимыми для всех.

В нашем случае перекладывание части обучающих задач на цифровую технологию позволило, с одной стороны, сэкономить собственные силы, направить их на что-то более ценное для детей, чем рутинную отработку навыков.

С другой — это помогло решить проблему мотивации ребенка: интересное цифровое решение, в которое упакован обучающий материал зачастую будет более привлекательно для ребенка, чем стандартное занятие за партой и за надоевшими пособиями.

Дело даже не в том, что на «цифровое подсаживаются», а скорее в том, что в цифровой игре цель из абстрактной становится видимой. Это маленькие, но понятные игровые цели, которые делают процесс обучения понятным. Особенно это важно для дошкольников, у которых ведущей деятельностью является игра.

Для пользователей-школьников преимущества такие же. Возможность освободить время у учителей на более важные задачи, например, на групповую работу, за счет делегирования цифровым технологиям рутинных задач. Мгновенная обратная связь по пройденному заданию, более интересная упаковка учебного материала, его дополнение. Ну и альтернатива общеобразовательной школе достаточно консервативной системы.

EdTech и политика

Последнее время игроки в EdTech сталкиваются с политическими рисками, наверное, чаще, чем в какой-то другой отрасли.

Скорость принятия регулирующих законов и их уровень впечатляют.

С 1 января 2021 года вступило в силу новое Постановление «О лицензировании образовательной деятельности», согласно которому, онлайн-школы обязаны получать лицензию. А 5 апреля 2021 года Президент РФ подписал «Закон о просветительской деятельности», который вносит поправки в Закон об образовании.

С принятием этого закона, помимо образовательной деятельности, возникло понятие «просветительская деятельность». Под нее теперь подпадает любая деятельность без образовательной программы — провели ли вы прямой эфир в Инстаграм или собрали дома кружок по астрономии. Теперь у государства есть мощный рычаг для регулирования и влияния на всех игроков рынка EdTech онлайн-формата.

Образовательные приложения и политикаКазалось бы, мобильный формат может избежать излишнего регулирования. Ведь он реализуется на западных платформах цифровых гигантов Apple и Google — приложения создаются на основе их технологий и продаются через их цифровые магазины App Store и Google Play. Но с 1 января 2022 года вступил в действие «Закон о “приземлении” иностранных IT- компаний», согласно которому, цифровые гиганты обязаны создать свои представительства на территории РФ. Если они этого не сделают, то доступ к платформам у нас, рядовых пользователей, может быть заблокирован.

Не добавляет оптимизма и случай с блокировкой аккаунтов белорусских разработчиков в App Store в начале февраля 2022 года из-за санкций.

В один момент люди лишились всех разработанных приложений и не могли получить деньги за проданные лицензии на использование.

Правда, уже на следующий день Apple извинилась за инцидент, назвала блокировку ошибкой и постепенно восстановила доступ.

Наше приложение продается на весь мир, хотя оно и ограничено русскоязычной аудиторией. Юридическое лицо у нас зарегистрировано в России. Для нас не стояло даже вопроса, как могло быть иначе. Но думаю, что многие игроки формата mobile изначально выбирают не российскую юрисдикцию, чтобы хоть как-то минимизировать политические риски, которые в последнее время обостряются.

Монетизация и инвестиции

Акторы онлайн-платформ могут по-разному зарабатывать на них деньги — варианты и способы монетизации довольно обширны. Они предлагают цену за курс, за определенное количество занятий с преподавателем или за год обучения в онлайн-школе. Пользователь получает доступ к платформе, занятиям и сопровождение в лице профессионального педагога или наставника.

Цены варьируются от нескольких тысяч рублей за отдельный курс, а обучение в онлайн-школе — до нескольких десятков тысяч за подготовку к ЕГЭ по отдельным предметам.

«Яндекс.Учебник» и РЭШ полностью бесплатны для пользователей. Первый — проект ведущей IT-компании России — Яндекса, а второй — реализация ведомственной целевой программы Министерства образования РФ. Предоставляемый на их платформах контент полностью соответствует образовательным программам и ФГОСам. В ближайшее время ждем появления на рынке образовательных онлайн-платформ еще одного крупного игрока — платформы «СберОбразование».

Такой же контент по соответствию ФГОСам предоставляется и на учебной платформе «Учи.ру». Это частная компания, но она изначально ориентировалась на продвижение через школьные структуры и, благодаря этому, создала уникальную модель монетизации.

Образовательные приложения EdTechПлатформа предоставляет преподавателям бесплатный и расширенный доступ к занятиям, статистике учеников, возможность устраивать соревнования внутри и между классами, олимпиады. Для проведения этих активностей учителя просят родителей зарегистрировать на платформе учеников всего класса.

Таким образом, «Учи.ру» набирают пользователей по модели freemium, то есть бесплатно предоставляют часть образовательного контента (тот, который использует учитель). А затем допродают родителям учеников расширенные возможности платформы — углубленные задания по отдельным темам, предметам, отдельные курсы для развития междисциплинарных навыков.

Freemium — распространенная модель для монетизации и мобильных приложений. Пользователь начинает играть бесплатно, пробует приложение, но, начиная с какого-то момента, игра просит оплатить доступ.

Распространена также модель подписки, или pay to play. Многие приложения и вовсе бесплатны, и монетизируются за счет рекламы. В целом скажу, что маленьким игрокам трудно противостоять бесплатным платформам и приложениям, за которыми стоят мегакорпорации. Например, бесплатное приложение Duolingo имеет миллионы пользователей, за ними стоит Google и десятки миллионов долларов вложенных средств.

С другой стороны, у пользователей закрепилось ощущение, что цифровые продукты должны быть бесплатны. В дошкольном сегменте этому способствует обилие низкосортных, примитивных развлекательных приложений. Так что игрокам, нацеленным на создание качественных приложений, приходится преодолевать сопротивление пользователей к оплате и доказывать свою потребительскую ценность.

Чего ждать в EdTech

Стремительная цифровизация образования из-за пандемии породила в родителях тревогу, что скоро детей начнет учить искусственный интеллект или нейросеть, что преподаватель станет не нужен. Но очень скоро стало понятно, что это не так.

Несмотря на развитие цифровых технологий в обучении, преподаватель все еще центральная фигура в обучении и будет ею оставаться. Развитие цифровых технологий показало, насколько важен профессионализм преподавателя.

С дальнейшим развитием EdTech функция преподавателя расширится, обогатится новым пониманием и смыслом. Появятся медиаторы и тьюторы, которые будут помогать ученикам с использованием обучающих технологий и в выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов.

Благодаря цифровым технологиям, уходит старая, авторитарная модель преподавания. Ведь ознакомить с темой и проверить ее понимание может обучающий алгоритм. Сейчас много говорят о развитии у детей навыков 4К (креативность, кооперация, коммуникация и критическое мышление), и это то, что не поддается цифровизации. Поэтому личное участие учителя в обучении будет усиливаться.

Думаю, появятся также проекты-агрегаторы из разных форматов в единый интерфейс программ, которые проходит учащийся, и его достижений в них. Ведь даже с одним ребенком бывает непросто отследить, где он занимается, какой курс проходит. Такие уже есть на западном рынке, например Clever.

Очень хочется, чтобы технологии в обучении помогли родителям дать детям большие возможности. Чтобы, благодаря им, у нас была альтернатива и выбор. Чтобы они способствовали формированию из нового поколения молодежи нового свободного, независимого и образованного общества.

Leave a Reply

Your email address will not be published.